На официальном сайте Минпромторга России опубликован проект Стратегии развития экспорта авиационной промышленности РФ, разработанный в соответствии со сводным планом приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности» (далее – Стратегия).
Период действия Стратегии: 2017 – 2025 годы.
Стратегия охватывает продукцию авиационной промышленности следующих основных кодов ТН ВЭД:
|
|
Целью Стратегии является обеспечение устойчивого роста экспорта продукции гражданского назначения авиационной промышленности РФ.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- выравнивание условий с зарубежными производителями авиационной техники по стоимости финансовых ресурсов для экспортеров;
- содействие снижению входных барьеров на новых рынках, в том числе в части технического регулирования и сертификации;
- содействие повышению уровня технологической оснащенности и стандартов работы организаций авиационной промышленности;
- поддержка продвижения и усиления бренда (узнаваемости) продукции отечественного производства на международных рынках;
- содействие построению глобальной системы послепродажного обслуживания (далее - ППО) и сервиса авиационной продукции отечественного производства;
- повышение приоритета развития экспорта продукции гражданского назначения в интегрированных структурах авиационной промышленности.
Достичь поставленной цели планируется за счет комплекса мер финансовой и нефинансовой поддержки экспорта, разработка которых будет осуществляться с учетом таких принципов, как:
- меры поддержки будут направлены на поддержку экспорта авиационной продукции в целом, не ограничиваясь поддержкой экспорта продукции самолетостроения;
- меры поддержки будут доступны как для интегрированных структур авиационной промышленности, так и для производителей, находящихся вне контура интегрированных структур, в том числе частных организаций;
- поддержка экспорта будет оказываться на всем жизненном цикле экспортной продукции с приоритетом поддержки продаж и послепродажного обслуживания;
- меры поддержки будут разрабатываться под конкретные экспортные сделки с возможностью масштабирования на всех участников отрасли. Меры, не имеющие запроса со стороны участников отрасли, то есть меры, направленные на неопределенный круг получателей поддержки, не вводятся;
- экспортные поставки уникальной низкосерийной продукции поддерживаются на основании дополнительных решений Правительства РФ;
- предлагаемые участниками отрасли меры поддержки должны требовать минимальных изменений Бюджетного Кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ, Налогового Кодекса РФ, а также соответствовать международным обязательствам, в том числе правилам Всемирной торговой организации.
Стратегия предусматривает реализацию мер по снижению торговых барьеров (развитие двустороннего сотрудничества РФ с зарубежными странами, оптимизация таможенного регулирования), а также мер технического регулирования (развитие национальной системы стандартизации, гармонизация российских и зарубежных сертификационных требований к продукции, заключение межправительственных соглашений с авиационными властями потенциальных стран-покупателей о признании отечественных сертификатов типа, выдаваемых российскими авиационными властями).
В сфере самолетостроения предусмотрено расширение действующих мер поддержки (в том числе льготные экспортные кредиты) на новые типы воздушных судов.
В сфере вертолетостроения планируется запустить комплекс мер, аналогичный мерам, применяемым в самолетостроении:
- льготные экспортные кредиты;
- компенсация части затрат на запасные части, переподготовку авиаперсонала, глобальные сервисные центры ППО, механизм гарантированной стоимости обслуживания вертолётной техники нового типа, проведение выставочной и ярмарочной деятельности, развитие дилерской сети;
- компенсация части фактически понесенных затрат на проведение ОКР в интересах зарубежных заказчиков.
Производителям подотраслей авиационного двигателестроения, агрегато- и приборостроения будет оказана комплексная поддержка для получения заказа и осуществления первых поставок на экспорт, включая:
- выставление требований по уровню локализации в новых авиационных программах и при импорте воздушных судов;
- льготное финансирование ОКР, направленных на выполнение проектов на условиях риск-разделённого партнёрства;
- компенсацию части затрат на обеспечение соответствия производственной площадки или конструкторского бюро требованиям зарубежного заказчика, в том числе сертификации и аудитам;
- предоставление льгот инвесторам, открывающим производство в России, в рамках СПИК;
- компенсацию части затрат на пробные партии и транспортировку, проведение выставочной и ярмарочной деятельности;
- предоставление финансовых гарантий и страхования поставок по экспортным контрактам.
Мероприятия поддержки экспорта авиационной промышленности будут уточняться и конкретизироваться на уровне государственных программ РФ и других программных документов планирования.
По вопросам, вытекающим из настоящей публикации, просим обращаться к руководителю Практики коммерческого права Манкуловой Жанне Айковне по тел. +7 (495) 902 66 82 доб. 1006, а также по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.