Протоколом президиума при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11 утвержден Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов Российской Федерации». Приоритет «Моногорода» вошел в число 11-ти направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года. Расширение задач и организационная структура программы вышли за пределы базового функционала Фонда развития моногородов по участию в реализации инвестиционных проектов путем выдачи займов или участия в капитале.
Вместе с тем условия деятельности Фонда были скорректированы с учетом содержания программы, а также постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 г. № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг».
С обзором основных изменений можно ознакомиться ниже.
Обзор изменений в Правила о предоставлении субсидии Фонду развития моногородов
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2017 № 207 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 1186» снимает ранее установленное ограничение по периоду реализации программы поддержки с 2014 по 2017 год.
2. Расширен круг целей (п. 1 Правил) предоставления субсидий указанием на «развитие городской среды».
3. Регламентирован порядок определения размера субсидий (добавлен п. 2.1 Правил). Размер субсидии приравнивается к размеру планируемых затрат, определяемых с учетом положений п. 4 Правил и включающих:
а) затраты на софинансирование расходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногородах, определяемые на основании соглашений, заключенных между Фондом и субъектами РФ, а также прогноза затрат на соответствующий финансовый год, определяемых Фондом на основании паспортов проектов, представленных субъектами РФ по планируемым к заключению таким соглашениям;
б) затраты на содействие в подготовке и (или) участие в финансировании инвестиционных проектов в моногородах в форме предоставления займа юридическим лицам и (или) осуществления взноса в уставный (складочный) капитал юридических лиц, которые реализуют инвестиционных проекты в моногородах, определяемые на основании соглашений, заключенных в рамках реализации инвестиционных проектов, а также прогноза затрат на соответствующий финансовый год, определяемых Фондом на основании паспортов проектов, представленных инициаторами инвестиционных проектов по планируемым к заключению таким соглашениям;
в) затраты на финансовое обеспечение расходов Фонда, связанных с выполнением функций проектного офиса по проектам развития моногородов, в том числе обеспечение деятельности работников Фонда, определяемые на основании запланированных объемов финансового обеспечения таких расходов в пределах нормативов, установленных Фондом по согласованию с Минэкономразвития РФ;
г) затраты на финансовое обеспечение формирования команд, управляющих проектами развития моногородов, и организацию их обучения, определяемые на основании договоров, заключенных на оказание образовательных услуг по обучению команд, управляющих проектами развития моногородов;
д) затраты на финансовое обеспечение административно-хозяйственных расходов Фонда, определяемые на основании расчетов расходов Фонда, произведенных в пределах нормативов, установленных Фондом по согласованию с Минэкономразвития РФ.
4. Вместо понятия «эффективность использования» введен термин «результативность предоставления» субсидии (пп. «д» п. 3 Правил). Одновременно дополнен перечень показателей результативности предоставления субсидии Фондом пп. «з», «и», «к» (п. 6 Правил):
а) количество моногородов, получивших поддержку за счет субсидии, перешедших из категории моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией в иные категории, определенные Правительством РФ;
б) количество созданных рабочих мест в моногородах, получивших поддержку за счет субсидии;
в) объем привлеченных инвестиций в моногорода, получившие поддержку за счет субсидии;
г) количество моногородов, в отношении каждого из которых между Фондом и субъектом РФ заключено соглашение;
д) количество моногородов, в отношении каждого из которых между Фондом и субъектом РФ заключено генеральное соглашение о сотрудничестве по развитию моногорода;
е) количество человек, прошедших обучение управлению проектами развития моногородов;
ж) количество новых инвестиционных проектов, в осуществлении которых участвует Фонд;
з) количество моногородов, реализовавших рекомендованные Минстроем РФ мероприятия по благоустройству территорий моногородов;
и) ежегодное проведение оценки (рейтингование) глав местных администраций моногородов и публикация ее результатов;
к) количество моногородов, подлежащих исключению из перечня моногородов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.06.2014 № 1398-р, в связи с реализацией Фондом мер поддержки.
5. Вместо отчетности об использовании субсидии Фонд предоставляет отчетность об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии (пп. «е» п. 3 Правил).
Если за отчетный год не достигнуты значения целевых показателей результативности предоставления субсидии, то Фонд до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, возвращает в установленном порядке в доход федерального бюджета средства в размере, равном 0,5% размера субсидии, предоставленной Фонду в отчетном финансовом году в целях достижения указанного показателя, за каждый показатель результативности предоставления субсидии, по которому не достигнуто плановое значение установленное соглашением (добавлен п. 16 Правил).
6. За Минэкономразвития РФ и уполномоченными органами государственного финансового контроля (далее – «Органы контроля») закрепляется обязанность (в предыдущей редакции Правил было закреплено право) по проведению проверок соблюдения Фондом условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами и соглашением, заключенным между Минэкономразвития РФ и Фондом (далее – «Соглашение») (пп. «з» п. 3 Правил). Порядок контроля получил регламентацию (добавлены п. 13-15 Правил).
Фонд обязан предоставлять по запросу Минэкономразвития РФ информацию, необходимую для осуществления проверки соблюдения целей, условия и порядка предоставления субсидии. Указанный запрос должен содержать форму представления информации, методические рекомендации по ее заполнению (в случае необходимости), срок представления запрашиваемой информации.
При установлении в ходе проверки нарушений соответствующий орган направляет Фонду требования об устранении соответствующих нарушений. Фонд в течение 30 календарных дней обязан устранить нарушение о направить в орган контроля отчет об устранении нарушения.
В случае, если в указанный срок нарушение не устранено, или нарушение носит неустранимый характер, то Фонд в порядке, установленном бюджетным законодательством, возвращает в доход федерального бюджета полученные средства в объеме субсидии, при использовании которого допущено нарушение, в течение 30 календарных дней со дня получения требования, если иные с роки возврата не установлены органами контроля.
При этом Фонд уплачивает штраф в размере, не превышающем 1 % объема субсидии, при использовании которого были осуществлены нарушения.
7. Соглашение вместо запрета конвертации в иностранную валюту полученной субсидии, за исключением операций, связанных с достижением целей предоставления субсидии, содержит запрет приобретения за счет средств субсидии иностранной валюты за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья, и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций (пп. «л» п. 3 Правил).
8. В соответствии с новой редакцией Правил Соглашение должно содержать перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия и иные положения (добавлен пп. «м» и «н» п. 3 Правил).
9. Закреплены условия, которым должен соответствовать Фонд, для получения субсидии ( Добавлен п. 3.3. Правил).
Начиная с 2017 года субсидия предоставляется Фонду при выполнении им одновременно следующих условий:
а) Фондом документально подтверждено осуществление кассовых расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, представленная в году, предшествующем отчетному году, в размере 100% указанной субсидии;
б) Фондом документально подтверждено осуществление кассовых расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, представленная в отчетном году, в размере 50% указанной субсидии;
в) на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения:
- у Фонда отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством РФ;
- у Фонда отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными нормативными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
- Фонд не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не имеет ограничений на осуществление хозяйственной деятельности;
- Фонд не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является другое государство или территория, включенные в утвержденный Минфином РФ перечень государств и территорий, представляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50%;
- Фонд не получает средства из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в п. 1 Правил.
10. Перечислены документы, представление которых необходимо для получения субсидии (Добавлен п. 3.4. Правил):
а) заявка на предоставление субсидии по форме, установленной соглашением;
б) уточненный поквартальный прогноз осуществления Фондом расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
в) перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия;
г) перечни проектов строительства и реконструкции объектов инфраструктуры в моногородах и инвестиционных проектов в моногородах, финансируемых Фондом в форме предоставления займа юридическим лицам и (или) осуществления взноса в уставный (складочный) капитал юридических лиц, которые реализуют инвестиционные проекты в моногородах;
д) справка, подписанная руководителем Фонда (уполномоченным им лицом), подтверждающая соответствие Фонда требованиям, предусмотренным пп. «в» п. 3.3 Правил.
11. Регламентирован порядок рассмотрения Минэкономразвития РФ поступивших документов (п. 3.5. Правил).
Минэкономразвития РФ в течение 30 календарных дней со дня поступления документов рассматривает их, проверяет полноту сведений, содержащихся в них, и принимает решение о предоставлении Фонду субсидии либо отказывает в ее предоставлении в случае:
- несоответствия документов требованиям, определенным п. 3.4. Правил;
- непредставления (представление не в полном объеме) указанных документов или недостоверности представленной Фондом информации;
- отсутствия документального подтверждения осуществления кассовых расходов, предусмотренных пп. «а» и «б» п. 3.3. Правил.
12. Конкретизирован один из векторов направления субсидии Фондом - выполнение функций проектного офиса по проектам развития моногородов, которое стало включать в себя также «обеспечение деятельности работников Фонда, выполняющих эти функции» (пп. «в» п. 4 Правил).
Под выполнением функций проектного офиса по проектам развития моногородов понимается (Добавлен п. 4.2. Правил):
а) реализация проектов по сопровождению программ развития моногородов в рамках приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов»;
б) осуществление консультационной и методологической поддержки местных администраций моногородов и высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по вопросам разработки и реализации программ развития моногородов, в том числе с учетом лучших российских практик в области диверсификации экономики моногородов, улучшения инвестиционного климата и развития городской среды в моногородах;
в) организация и проведение семинаров для глав моногородов, форумов, конференций, круглых столов, посвященных развитию моногородов;
г) оказание помощи в привлечении бюджетного и внебюджетного финансирования для реализации программ развития моногородов, во внедрении принципов проектного управления в деятельность органов местного самоуправления моногородов для повышения эффективности реализации указанных программ;
д) произведение оценки (рейтингование) глав местных администраций моногородов, включая разработку методики системы оценки (рейтингования) глав местных администраций моногородов, оценку общественного мнения, публикацию результатов оценки;
е) реализация совместных проектов с кредитными организациями, фондами и иными организациями по вопросам комплексного развития моногородов;
ж) организационно-методическое сопровождение проектного управления приоритетной программой «Комплексное развитие моногородов».
13. Уточнен порядок перечисления субсидии (п. 10 Правил):
Перечисление субсидии осуществляется не позднее 2 рабочего дня после представления Фондом в территориальный орган Федерального казначейства платежных документов для оплаты денежных обязательств Фонда.
На лицевом счете, открываемом Фонду в территориальном органе Федерального казначейства, учитываются также операции со средствами, полученными при возврате займа, предоставленного юридическим лицам, а также проценты за пользование данным займом. Фонд вправе направлять указанные средства на финансирование инвестиционных проектов в моногородах в форме предоставления займа юридическим лицам, а также на уплату налога на прибыль с таких доходов.
Санкционирование операций по расходам Фонда, источником финансового обеспечения которых является субсидия, осуществляется в порядке, установленном Минфином РФ.
14. Общий размер средств, подлежащий возврату Фондом за недостижение целевых показателей результативности предоставления субсидии и за неустранение нарушений, не может превышать 2% общего размера субсидии, предоставленной Фонду в отчетном году (добавлен п. 17 Правил).
По всем вопросам, вытекающим из настоящей публикации, а также по вопросам юридического сопровождения и поддержки инвестиционных проектов в промышленности просим обращаться по Тел.: + 7 (495) 902 66 82 доб. 1006, а также по E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.