Наилучшие доступные технологии

В последнее время при обсуждении экспертным сообществом государственной промышленной политики все чаще можно встретить упоминания о наилучших доступных технологиях (НДТ). Положения о НДТ можно найти в ряде документов стратегического планирования, определяющих развитие сфер или отраслей экономики (например, в Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года и Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года). Попробуем дать небольшой обзор основных аспектов этой актуальной темы.

Для понимания существа НДТ необходимо проследить историю появления этой категории в российском законодательстве. Принцип НДТ был закреплен в Директиве Совета Европейского Союза от 24.09.1996 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений» и Рекомендации Совета ОЭСР С(90)164 об интегрированной системе предотвращения и контроля загрязнения.

Толчком к развитию отечественного законодательства послужило издание приказа Минэкономразвития России от 19.07.2012 № 440 «Об организации в Минэкономразвития России работы по выполнению Плана законодательной работы по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с правилами Организации экономического сотрудничества и развития», в соответствии с которым предусматривалась разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который дал легальное определение НДТ и регламентировал вопросы перехода на НДТ на законодательном уровне.

НДТ представляет собой технологию производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, определяемую на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Впоследствии положения об НДТ получают отражение также в новом для российского законодательства Федеральном законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который вступил в силу 30 июня 2015 года.

Таким образом, НДТ выступают элементом не только экологической политики Российской Федерации, но и промышленной политики Российской Федерации. Однако если основной целью законодательства об окружающей среде является сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, то основной целью законодательства о промышленной политике является развитие промышленного потенциала Российской Федерации и обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. Сопоставление целей выявляет их несколько противоречивый характер. Само словосочетание «наилучшие доступные технологии» в отрыве от контекста можно понимать по-разному. И все же при историческом и системном толковании можно заключить, что заложенный в законодательстве смысл и цель применения НДТ сводится к комплексному предотвращению и (или) минимизации негативного воздействия на окружающую среду (ст. 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). В первую очередь, это инструмент нормирования в области охраны окружающей среды.

В любом случае, введение категории НДТ в законодательство свидетельствует о заинтересованности государства в балансе между развитием промышленности и сохранением окружающей среды. И для скорейшего перехода на НДТ государство использует  методы «кнута» и «пряника». Так, законодательством предусмотрены меры стимулирования перехода на НДТ: финансовая поддержка, введение платы за негативное воздействие  на окружающую среду, использование института специального инвестиционного контракта (СПИК).

Формами финансовой поддержки внедрения НДТ являются:

1) Налоговые льготы:

  • предоставление инвестиционного налогового кредита (ст. 67 Налогового кодекса РФ);
  • применение с 01.01.2019 к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств по перечню, утвержденному Правительством РФ (подп. 5 п. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса РФ);

2) Льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду:

  • применение с 01.01.2020 коэффициента 0 к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду (п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • вычет затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенных лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду (п. 11 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

3) Выделение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Примером выделения средств федерального бюджета является постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1388 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральному государственному автономному учреждению «Российский фонд технологического развития» в целях внедрения наилучших доступных технологий и импортозамещения в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Субсидии являются источником для предоставления Российским фондом технологического развития (более известное наименование - Фонд развития промышленности) займов на льготных условиях в целях финансирования проектов по созданию новых или модернизации действующих производств в целях создания, завершения разработки и внедрения в производство новой высокотехнологичной конкурентоспособной промышленной продукции и внедрения перспективных технологий. При этом одним из критериев отбора проектов является соответствие разработок и внедряемых технологий принципам НДТ (Стандарт Фонда № СФ-И-51 «Условия и порядок отбора проектов для финансирования по программе «Проекты развития», Стандарт Фонда № СФ-И-52 «Условия и порядок отбора проектов для финансирования по программе «Проекты консорциумов»).

Одновременно с финансовой поддержкой внедрения НДТ государство создает условия, при которых промышленным предприятиям будет невыгодно отказываться от внедрения НДТ. Так, с 1 января 2020 года ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду в определенных случаях будет увеличиваться на коэффициент 100 (п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). При том, что указанная мера государственного регулирования по своему характеру является экономической, а не административной, многие предприятия будут вынуждены провести мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе по внедрению НДТ.

Одним из способов доказать применение НДТ для получения льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду является заключение специального инвестиционного контракта на основании ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». В соответствии с п.п. 4 и 7 Правил заключения специальных инвестиционных контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности», для заключения специального инвестиционного контракта инвестор представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявление с приложением сведений о перечне планируемых к внедрению НДТ и представляет документы, подтверждающие внедрение НДТ.

Положения федерального законодательства об НДТ получили свое развитие в следующих подзаконных актах:

  • постановление Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям»;
  • распоряжение Правительства РФ от 19.03.2014 № 398-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологи»; 
  • распоряжение Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015 - 2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий»;
  • распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий»;
  • приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 665 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии».

Работа по переходу на принципы НДТ продолжается. На сегодняшний день утверждены 11 справочников НДТ из 51 предусмотренного к разработке (опубликованы на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по адресу: http://www.gost.ru). Министерство промышленности и торговли Российской Федерации разработало проект постановления Правительства РФ «О перечне основного технологического оборудования, эксплуатируемого при применении наилучших доступных технологий» (проект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу: http://regulation.gov.ru). В настоящее время указанный проект находится на доработке по итогам общественного обсуждения.

Михаил Шишков
Михаил ШишковРуководитель практики публичного права
Тел.: +7 (495) 902 66 82 доб. 1013
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Метки:
© 2024 ЛЕКСАР ПРО – специализированная российская юридическая компания. Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Тел./факс: +7 (495) 902 66 82

E-mail: info@lexarpro.ru